Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня я хочу Вам рассказать о том, как мы с детьми начали изучать балетное и оперное творчество композиторов классиков.
Я несколько раз встречала вопросы-обсуждения на мамских форумах на тему того, какую музыку и как слушать с детьми. Лично я люблю слушать осознанно, внимательно вникая в построение музыкальных фраз, особенности оркестровки, следить за развитием музыкальной мысли, динамикой, столкновением тем. Дети, говорят, многоканальны и могут воспринимать очень хорошо, даже если заняты чем-то своим (это слова Михаила Казиника). Я в общем-то с этим согласна.
Но как-то в нашей семье не пошла практика того, чтобы включать, к примеру, Корелли и катать машинки. Мне нужно вовлечение в музыку. Сосредоточенность на ней. Для меня это как-будто заниматься одновременно двумя важными делами, или разговаривать одновременно с двумя людьми на разные темы.
Но что я люблю слушать (и смотреть) так это оперы и балеты!! По сути, что такое балет, опера?
Это музыкальная сказка. Есть сюжет и есть музыкальное его оформление. Что хорошо, что эту музыку легче понимать о чем она. А еще в каждом таком произведение есть не только сюжетные эпизоды, а и эпизоды (например, арии) характеризующие героев. Это дает пищу для размышления о характере персонажа, его особенностях и сущности, его душевных переживаниях. Практически это есть и в литературе, но музыка все-таки дополняет образ. На уровне чувств, эмоций. Так во время учебы в училище на уроках муз.литературы, я научилась не разделять на положительных и отрицательных героев, а понимать каждого, симпатизировать, сопереживать.
Так вот. Хочу сказать, что если Вы не знаете, с чего начать знакомство с "классической" музыкой, очень рекомендую обратить внимание на оперы и балеты. Я расскажу как это делаем мы.
Ну, во-первых, мне самой это очень-очень нравится. То есть, это не только и не столько, что бы развить дитятко;-) А потому что мне это в кайф. Но, к моему радостному удивлению и дети не остались равнодушны. И даже муж. Вот уже два месяца мы изучаем Щелкунчика Чайковского. Хотя изучаем не очень удачное слово. Скорее мы им живем. Все началось на новогодние праздники, естественно. Нас пригласили на елку по сюжету Щелкунчика. И хотя сама елка не очень понравилась (это было скорее реклама торгово-развлекательного комплекса, чем детский праздник) зато зародилось желание поближе познакомиться с этой сказкой. Надо сказать, что к моему стыду, а вообще-то больше удивлению, потому что не моя в том вина, я практически не была знакома ни со сказкой, ни с балетом Чайковского. В детстве этот сюжет меня не особо заинтересовал, из воспоминаний это странная история про игрушку для щелканья орехов и оловянных солдатиков. Во время учебы тоже как-то это произведение прошло мимо.
Зато сейчас я в полной мере наслаждаясь, открыв для себя эту милую сказку, восхитительную музыку, знакомясь с разными постановками и выбирая, то что мне нравится больше всего.
Какие-то у меня получаются пафосные речи, простите. Но это совершенно искренне, как есть. Сейчас постараюсь рассказывать более конкретно. Итак, перед той злополучной елкой, дабы дети поняли что будет, мы посмотрели советский мультфильм. Очень хорошо, что в нем звучит музыка Чайковского из балета (хотя не только из Щелкунчика)
Первый раз я слушала-смотрела внимательно сама, заглядывая каждый раз в описание, и сверяясь, вот происходит это, а вот звучит то-то (такая-то тема, в таком-то ритме, а здесь солирует такой-то инструмент). Хотя, простите, не сама! Со мной слушай Макарчик младший-годовас! Но он как раз был занят своими делами))
Чтобы Вы не боялись, что чего-то не понимаете в музыке, скажу: я сама, не смотря на образование, первый раз смотрела и пересматривала некоторые эпизоды, чтобы понять, что вот "сцена украшения и зажигания елки" закончилась и начался "марш". Это к примеру. Потому что когда смотришь с не привычки, все идет сплошным полотном и не сразу можно сориентироваться. Зато сейчас каждый эпизод для меня как знакомый друг. Эх, такое бы погружение во время учебы. Но тогда было некогда. Так вот, просмотрела я раз очень внимательно. Некоторые эпизоды смотрела в других постановках, просто в оркестровых вариантах.
Потом через несколько дней, включила для себя посмотреть, уже при своих мальчиках. Узнав что это Щелкунчик, Вася (старший) очень заинтересовался. Смотрел не отрываясь! Я кое-что комментировала. К нам присоединились папа и Мирослав (2,6 года). Получился такой семейный просмотр. А потом мы слушали снова, и под музыку делали поделку Щелкунчика.
Следующим моментом было то, что я накачала на телефон музыку балета, и включаю детям время от времени. Их любимый хит - это "Марш" они под него прыгают, танцуют, а еще там есть моменты, когда бьют тарелки - интересно ждать их и хлопать в это время. А у нас с мужем любимым отрывком стало большое Адажио из второго действия - торжественное, любовное, победное. Эту музыку я поставила на будильник на пять утра, чтобы просыпаться и писать в блоге)) Одно удовольствие слышать сквозь сон эту постепенно нарастающую мелодию и вместе с ней встречать новый день. Хотя, конечно, можно и не услышать, это для меня вариант - проснуться если есть сила. Поэтому, если Вам подъем принципиален, то не повторяйте))
И, наконец, самая последняя пока идея, как выучить с детьми музыкальные эпизоды - это игра-викторина "угадай мелодию". Я попросила подругу, которая в отличии от меня, хорошо рисует, сделать по каждому отрывку карточку-рисунок. Чтобы потом включать ребенку запись музыки, а он выбирал соответствующую картинку. Процесс подготовки этих картинок, тоже кстати увеличивает "погружение" в музыку, так как я выбираю, что же ей нарисовать, мы вместе вслушивается, всматривается, анализируем. Это очень интересно! Как только мы сделаем карточки для викторины, я представлю их Вашему вниманию, чтобы и Вы со своими детками могли поиграть.
А может бы среди вас есть художники, которым тоже интересно порисовать музыку)) ? Если что пишите - я хочу создать серию таких игр по балетам и операм, благо тут есть где развернуться.
А следующей темой будет Весенняя сказка! Кто угадает какую оперу я имею ввиду?
Волшебная музыка! Рождественская, ёлочная! Обожаю этот балет. А пока училась - действительно - времени не было погрузиться и просмаковать все нюансы, всё бегом, бегом. От одной викторины до друго. А балеты мы почему-то вообще не проходили. Но поскольку я их всегда любила, то пересмотрла всё, что в Питере шло по 100 раз :) Будильник улыбнул! Это ты такая ранняя пташка!!! Какая же ты умница! А опера... уж не "Снегурочка" ли? :)))
ОтветитьУдалитьПовезло тебе пересмотреть все по сто раз, еще и в живую! Не, Юль, я пока не сильно ранняя пташка, хотя вставать рано моя мечта уже второй год. Но эта музыка с утра радует)))
УдалитьИ да-да-да! Это "Снегурочка" - я хотела о ней этот пост писать, даже ярлыки проставила заранее и постоянную ссылку, а потом на Щелкунчика вернулась. Надеюсь не зря..
Вы очень интересно рассказали, с таким слушанием музыки я ещё не сталкивалась.. И мне понравилось.. До сих пор мы просто ставили музыку и слушали её, либо слушали и смотрели. Нам очень нравится слушать музыкальные произведения, подобранные в маленьком музыканте БрилКидс - хотя они все из ютуба. но после Вашей статьи я задумалась именно об осознанности в слушании музыки... Ну и живые концерты для детей - у нас в городе есть замечательный музыкальный лекторий - это изумительно. Живую музыку ничто не заменит.
ОтветитьУдалитьПочему-то отправилась только часть ответа=) Дописываю.
УдалитьСпасибо большое за то, что поделились своим подходом.. Есть о чем подумать и над чем поработать.
Инга, спасибо за Ваш отзыв - рада, что понравилось. Попробуйте, обязательно. Я планирую делать обзоры на разные оперы-балеты, а потом и прочие жанры. Если будут вопросы - не стесняйтесь задавать)
УдалитьИ музыкальный лекторий, живая музыка - это супер-супер! У нас в городе не все есть и у меня с малышами очень мало времени куда-либо выбираться, так что пока интернет нам в помощь
УдалитьЯ тоже очень люблю и оперу, и балет, и просто классику. Правда, не сталкивалась с тем, что она мешает во время какого-то действия. Мне, конечно, скорее всего мешает, скажем, читать. А вот шить или вязать, может, и нет. Но ребенка сложно представить сидящим и слушающим просто так. Здесь, конечно, оперы и балеты и находят свое применение.
ОтветитьУдалитьМы уже были на "Золушке" и на "Щелкунчике". Дивно, ничего не скажешь. Правда, я не увлекалась подготовочными моментами с изучением сюжета и рассказами. Хотя это, безусловно, полезно. Дочке нравилось все, что мы смотрели. Да и сложно не увлечься: там такие красивые декорации, костюмы, действо. Настоящее волшебство.
Марина, согласна - шить, вязать, может быть тесто месить и прочие дела, в которых задействованы руки, а голова свободна. Впрочем, у каждого, наверное, по разному. И у взрослых, и у детей. Главное найти свой способ и слушать музыку так, как нравится!
Удалить