"Цветные ноты"

  Я обещала рассказать о способе, позволяющем сразу заиграть на инструменте.  Пока что я не думала, как это осуществлять на всех остальных инструментах, кроме клавишных (да и нужно ли), но если у Вас есть фортепиано, синтезатор или  ксилофончик (даже в одну октаву) - смело можете применять этот метод.  

   Сама идея не нова. Но, я долго не могла решить с чего нам начинать заниматься с сыночком. Привычный путь, начинающийся  с изучения нотной грамоты, довольно сложен и не особенно мотивирует ребенка. Это же нужно запомнить на какой строчке нотного стана пишется какая нота, а где она на клавиатуре? А еще длительности, размер такта... То есть, чтобы что-то сыграть, нужно изучить массу понятий. А пока все это выучишь, играть по одной нотке?  Ребенка тяжело заинтересовать далекими перспективами.

   Поэтому на помощь нам пришел метод "Цветные ноты".
   Заключается он в следующем - каждая нота соответствует одно цвету радуги. ДО - красный, РЕ - оранжевый, МИ - желтый, ФА - зеленый, СОЛЬ - голубой, ЛЯ - синий и СИ - фиолетовый. 

   Так надо пометить клавиши первой октавы  синтезатора или фортепиано, а детские ксилофоны обычно  так и раскрашены. Это можно распечатать на фотобумаге или сделать с помощью цветной бумаги или картона, а затем приклеить с помощью скотча.  Я же для первого раза взяла обычный листик из тетрадки, вырезала небольшие прямоугольнички и  раскрасила их цветными карандашами.  Этими же карандашами я раскрасила и кружочки-ноты. Вот что у нас получилось. 





  
   Теперь  расскажу о том, как записывать ноты. Есть разные  варианты этого  способа. Я упростила его до безобразия ;-)   Специально решила пока никак не фиксировать длительности (ритм).   Учитывая то, что первые песенки уже известны ребенку на слух, или настолько простые, что их ритм запоминает с первого раза.  
  Никакого скрипичного ключа, никаких нотных линеек тоже нет. Я хочу все музыкальные понятия вводить постепенно и осознанно, и показывать ребенку их целесообразность. Так, например, в песенке "Петушок" стоит знак репризакоторый говорит нам о том, что какой-то эпизод, а в данном случае всю песенку, нужно повторить. 

  Теперь о том, какие песенки можно сыграть таким образом.
  • Во-первых, это должны быт  именно песенки, чтобы их можно было подпевать и ритмика слов помогала правильно их исполнять 
  • Во-вторых, пока в одну октаву - то есть от ДО до СИ
  • И третье, в до мажоре, то есть без черных клавиш. Это тоже пока что.
  Потом, постепенно, будем усложнять и добавлять разные понятия. Но все - по необходимости. 

  Я готовлю Вам для скачивания несколько самых простых песенок. А также Вы можете написать какие песенки Вы хотели бы получить вот  в таком виде.  Если мелодия позволяет, я могу из других тональностей транспонировать (перевести) их в ДО-мажор.  А пока ловите от меня нотки "ЛЕСЕНКА" и  "ПЕТУШОК"




Оставайтесь с нами!



13 комментариев:

  1. Очень рада обновлениям.
    У нас есть синтезатор и я даже могу одним пальцем сыграть "два веселых гуся" в до мажоре:))) слово новое, благодаря Вам, даже выучила!:)))

    ОтветитьУдалить
  2. :))) Точно - надо "гусей" записать так, спасибо за мысль!

    ОтветитьУдалить
  3. Здорово! Совершенно согласна, что все понятия хорошо бы вводить постепенно - всё в своё время запомнит и выучит! Музыкальная грамота сложнее обычной - букву нужно просто запомнить, а у ноты ещё и длительность есть, речевой звук просто воспроивести, а музыкальный - поди ещё на инструменте найди. Сложно даже для хорошо читающего ребёнка (раньше, в моё детство, музыке начинали учить только тогда, когда ребёнок умел читать). И цветные ноты - очень хороший вариант. А мы с дочкой немножко другим путём пошли. "Местожительство" нот выучили постепенно через сказочку про ноту РЕ в тереме с двумя башнями (2 чёрные клавиши) этажом ниже живёт её ДОчка, а выше - МИлый друг. Ну и так далее :). Первые песенки у нас были из одной ноты, но зато в 3 руки с мамой - получается "шедеврА", ребёнок счастлив :)
    Анна, но домра - это класс! А сейчас преподаёте?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, как Вы точно подметили, что муз.грамота сложнее обычной! Я долго думала, как нам подступиться к занятиям - синтезатор давно есть, но у нас все никак не складывалось. Парень мой с характером, и на мои попытки пространственно что-то рассказывать, учить его, когда я сказала ему что раньше работала в музыкальной школе - учила деток, ответил коротко: то школа, а это дом;) Чем мне понравился способ цветных нот, что я просто готовлю материал, что-то вкратце разъяснила, а ребенок САМ разбирает.
      Преподавателем домры я числюсь, но уже пять лет в декрете ( в третьем по счету), поэтому решила реализовывать себя вот так... И мне это все больше и больше нравится. А Вы кем - где работаете, если не секрет? Очень интересно познакомиться!

      Удалить
    2. Конечно, не секрет! И я очень рада познакомиться. Я окончила музыкальное училище по классу фортепиано, а потом поступила в театральный и стала сначала актрисой, а потом режиссёром музыкального театра. А теперь уехала из Петербурга, живу на своё хуторе, работаю в детском развивающем центре, преподаю актёрское мастерство и хореографию. В музыкальной школе никогда не работала, занималась и занимаюсь фортепиано с детками частным образом.

      Трое малышей! Какая Вы молодец! А остальные дети тоже музыкой занимаются или они пока совсем маленькие?

      Удалить
    3. Да, они еще малыши - среднему 2 с половиной года, младшему - 11 месяцев. Это старший уже "большой" - ему пять. Вот с их взрослением и я расту.
      А Вас же Юлия зовут? А то я почему-то сначала Ириной назвала - простите (краснеющий смайлик). Здорово у Вас так - хутор, развивающий центр, частные уроки, и замечательный блог! Я еще погуляю в нем внимательнее - но уже сохранила себе в закладки несколько статей почитать-покомментить;)
      А я, когда у меня был еще только один ребенок, хотела начать вести группу музыкальных развивашек, но тогда не сложилось, а потом я забеременела вторым. А еще до детей, и до музыкальной школы - месяц проработала в детском садике музруком - но мне было это сложно, потому, что во-первых я тогда плохо понимала маленьких детей, а во-вторых в хореографии вообще не разбираюсь - и для меня было чем-то неимоверно сложным поставить танцы на утренник. Поэтому, как только предложили работу в музыкалке, я сразу туда перебежала. Все-таки это больше подходило мне по специальности. Но сейчас я в декрете, и собственные дети многому учат, ради них хочется расти над собой и познавать новое
      Для меня большая удача с Вами познакомиться! Надеюсь будем друг другу интересны и полезны;) Может перейдем на ты?

      Удалить
    4. Конечно, давай на ты! Я тоже рада и приятно удивлена - как-то случайно-неслучайно на твой блог вышла.
      А в садике музрук ещё и танцами занимается? Я просто не знаю. Ничего себе как обобщили музыкальное развитие малышни. Универсальная специальность! А ведь поди нигде не учат ей :). Я вспомнила, как меня сосватала девочка, тоже пианистка, работать концертмейстером в институт культуры на отделение хореографии - я как раз уже в театральном училась. Она оттуда ушла быстро, потому что для неё была проблема подобрать что-то на слух. Да ведь там ещё не абы что, просьбы могли быть такие: "сыграйте нам что-нибудь испанское на 3/4!". Причём сразу. А в училище этому не учат - ни на слух подбирать, ни "чему-то испанскому" - на музлите мы в основном фортепианную музыку проходили, симфоническую и оперы - балеты вообще не помню, хотя одна из специальностей, которую ты получаешь вместе с дипломом, помимо концертирующего пианиста и педагога - концертмейстер. Видимо, подразумевается концертмейстер только для вокалистов - открыл ноты и максимум что нужно сделать с листа прочитать или транпонировать недалеко - вот этому учили. Вот такая недоработка. Те, кто работал с танцорами, уже просто самообразованием занимались. Так что музрук в садике - это по идее отдельное направление какое-то.

      А Ирина - это ты, наверное, с мамой моей перепутала. Она иногда у меня в блоге пишет как бабуля-Иришуля :)

      Удалить
  4. Юль, на музруков учат в педагогическом. Не знаю как на счет импровизации и подбирать, но наверное умеют как-то в садиках это делать. А нас учили максимально качественно играть на своем инструменте, что хорошо, конечно, но остальное все как-то на втором плане, и это несомненно жаль. Мне сейчас столько всего хочется переслушать-перечитать-изучить-научиться. И ребенка соответственно не ограничить узкой специальностью. Отдельная тема в учебе - это конкурсы и вообще нацеленность только на результат. Ох..Не будем о грустном, будем творить свою реальность;)

    Про бабулю-Иришулю я теперь поняла)

    ОтветитьУдалить
  5. Надо будет попробовать с дочкой этот метод. Приглашаю вас принять участие в конкурсе на моем блоге http://deti-burg.ru/konkursyi/konkurs-uchimsya-i-igraem-po-tetradyam-kumon

    ОтветитьУдалить
  6. Светлана, очень рада видеть Вас на своем блоге! Я Ваша подписчица, и люблю Ваш сайт - нашла много для себя полезного. И очень рада, что заинтересовала этим методом - обязательно попробуйте. Можете сохранить себе картинки из статьи и попробовать поиграть. Скоро я доделаю сборник простых песенок - можно будет скачать и заниматься. Буду рада, если напишите потом о своих успехах. Если есть вопросы - задавайте.

    На счет конкурса - я видела у Людмилы Поцепун конкурс этими тетрадями, но там немножко другие условия. Так понимаю у Вас не надо писать статью? Это разные конкурсы - участвовать можно в обоих?

    ОтветитьУдалить
  7. Отличная идея с цветными нотами! Попробуем с дочкой ;)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Попробуйте! Если будут вопросы - не стесняйтесь!

      Удалить
    2. Попробуйте! Если будут вопросы - не стесняйтесь!

      Удалить