Зачем учиться играть на музыкальных инструментах? - размышления.

  Размышлялось на днях   об игре, о музыке, об обучении. Как это все входит в жизнь ребенка дошкольника. Что нужно, что нет? Дать ли ребенку свободно играть и «не лезть с ранним развитием»? Или же наоборот не развивая мы его обедняем? Какое место в этом всем занимает раннее музыкальное развитие? Какова цель занятий? Нужно ли учиться играть на музыкальном инструменте, если это не будет в дальнейшем профессией ребенка?


Текст получился эмоциональным, но тем не менее поделюсь…


  Игра, исполнение музыки на инструменте - та же игра, что и в детстве, то есть проживание. Эмоций, воображаемого события, переплетение реальности и фантазии. Необыкновенно волшебный опыт - играть совместно – дуэтом, трио, ансамблем. Как бы это объединяло семьи, если бы родители и дети могли играть - музицировать вместе. Ведь совместное исполнение это очень много! Это не только играть одновременно по темпу и ритму (что само по себе довольно важно), это не только вместе знать, где играть тише-громче и т.п. Понимать одинаково, интерпретировать, слушать, что делает другой - синхронизация душ и сердец!
  Утопия? Возможно. Обучение музыке сводится к обучению исполнительству, чаще всего на каком-то одном муз.инструменте. Притом акцент идет на рост профессионализма - оттачиваются навыки, работа на результат. В итоге процесс часто бывает или болезненным, или скучным. Может ли любой ребенок играть на музыкальном инструменте? Может ли любой человек во взрослом возрасте научиться?
  А учиться читать легко? А изучать иностранные языки? А учиться плавать? А кататься на роликах, на велосипеде?
   Вопрос - для чего и до какой меры профессионализма. Я начала академически учиться музыке в 14 лет - поступила в муз.училище без музыкальной школы. И умудрилась закончить его с красным дипломом (консерваторию без отличия, зато с 2х летним чудом и пузиком;-)
4 года училища + 5 лет консы - зачем они мне были нужны? Стала ли я супер исполнителем, выступаю на великих (да хотя бы и не очень) сценах? Нет!
   Стала ли я больше понимать и любить музыку - да! Чему я могу научить? Именно этому - любить и понимать!  Да и исполнительству, в общем-то тоже, ибо знаю уже как учиться, как заниматься. Дайте только время. Руки, пальцы, конечно, уже не те - не студентки, а матери троих детей. До инструмента хорошо, если раз в месяц-другой дойдешь. Повод отказаться от музыки? От исполнительства? Сейчас пишу это на телефоне, а фоном звучит Ave Maria. И в памяти момент, когда исполняла ее с преогромнейшим удовольствием. Таких эпизодов немного, чаще был страх. Сцены, забыть, не дожать, не успеть... Но ради тех случаев, когда играла, не просто пальцами - душой, стоило учиться. Спасибо людям, которые тогда со мной играли. Хотелось бы еще пережить такие моменты, а как бы здорово с родными детьми! Но не в том даже суть.
   Девиз академического обучения или наилучшим образом или никак - правильный он, как вы считаете? Имеет ли право любой человек играть музыку, если он не профессионал? Стоит ли учиться музыке? Зачем это нужно детям?
Спасибо за внимание, простите, если чрезмерно пост эмоционален - вырвалось! Начала размышление с игры-исполнительства в свете отношений родителей и детей, и занесло меня)

Подключайтесь к диалогу! Как вы думаете, может обучение музыке стать еще одним связующим звеном нас с нашими детками?


Жду ваших комментариев по теме:-)

9 комментариев:

  1. Анна, понять вас может только тот, кто тоже испытывал такие же чувства. Подобрать слова сложно, это на уравнения ощущений, инстинкта. В момент исполнения, ты становиться одним целым с музыкантами, которые вокруг тебя, нету не плохих, не хороших, а какой- то общий порыв, воодушевление... Это такие эмоции, которые помнишь всю жизнь. Я часто сожалею, что у меня нет возможности ходить в какой-нибудь ансамбли. Бесспорно, что совместное творчество объединяет, и в кругу семьи это было бы отличным времяпрепровождение. У нас есть гитара и фо-но, но совершенно нет времени и возможности музицировать. А может это оговорки и во всем виновата лень? Может в будущем, когда дети подрастут и сами захотят научится играть, у нас что-то получится. Спасибо за поднятую тему, я думаю, что ваша эмоциональность, свойственная творческим людям, не минус, а плюс.

    ОтветитьУдалить
  2. Извиняюсь за описки - пишу с андроида.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Олеся, спасибо за интерес к теме. Мне кажется, проблема отсутствия домашнего музицирования заключается не в лени, а в сложности, я бы даже сказала усложненности процесса обучения, излишнего стремления к идеальному исполнению. А ведь по сути же это игра и способ самовыражения, и должна быть доступна "простым смертным" , а не только профессиональным музыкантам.

      Удалить
  3. Очень сложные вопросы Вы затронули, Анна. Я считаю, что в идеале дети должны играть на каком-нибудь инструменте. Игра на музыкальном инструменте развивает и мышление, и душу... Я читала года три назад интересную статью о том, как раньше в Эстони учили детей музыке: для малышей ( именно совсем малышей) в каждом доме было несколько инструментов. Это были совсем простые инструменты - трешалки, свистульки, гремелки (маракасы по нынешнему). Так вот, таких элементарных инструментов было более 30. И присутствовал они в каждом доме. Подрастающих детей учили игре на более сложных инструментах.
    Беда в том, что темп современной жизни так велик, что не успеть всё. Мне очень хочется, чтобы ребенок играл на инструменте. Мы сейчас ходим в муз. школу на дошкольное отделение и у нас начнутся занятия на инструменте.НО! целых два НО. Во-первых, нам надо успевать на другие занятия. И для нас с мужем может спорт оказаться важнее - потому что мальчик, и потому что современные дети мал двигаются. И во-вторых, совершенно совдеповские методы обучения малышей. Деньги берутся, но никто не собирается учитывать особенности малышкового возраста. От них хотят одного - чтобы смирно стояли/сидели 45 минут.И это удручает. Отбить охоту учиться музицировать у малыша нет никакого желания. Мы сейчас реально разрываемся между .желанием продолжить обучением пониманием, что ребенка реально плющат.

    Что касается совместного, группового, семейного музицирования - это моя мечта. И даже - пусть не музицирование - хотя бы пение в семье. Но для нас это утопия. В моей семье об этом мечта только я =( А ведь, как верно вы заметили, совместные музицирования сплачивают, сближают людей. Помогают слышать друг друга в прямом смысле...

    Прошу прощение за сумбурный ответ. Мыслей много, как всё напишешь....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Воот, Инга - вы прямым текстом сказали то, о чем я думала - совковые методы обучения, не учитывающие возраста и прочих индивид.особенностей. И, конечно, не хочется отбивать таким образом желание. Я понимаю Ваш сумбур, потому что у меня так же! Я смотрю на ситуацию с двух сторон - как педагог и как мама. И, конечно, позиция мамы перевешивает. Хотя это не дает мне повода совсем отказаться от музыки с детьми. Мой старший в этом году пойдет в муз.школу - посмотрим как оно будет. Переживаю,но надеюсь, что 1 - повезет с педагогом, 2 - я смогу корректировать ситуацию и поддерживать интерес.
      Пост этот родился из размышлений, а нужно ли все это? Кому, как и зачем? Наверное, все-таки нужно. Теперь я думаю, о том, как помочь мамам, заинтересованным в муз.обучении/развитии их детей... Что могу я дать и в какой форме... Ведь свой какой-то опыт уже есть и не хочется его просто закопать

      Удалить
  4. Спасибо за статью! Мне очень хочется, чтобы мои дети любили музыку, чувствовали ее, играли на муз. инструментах. У нас дома есть гитара и синтезатор, но почему-то музыкальным занятиям уделяю немного времени... Хочу эту ситуацию исправить. Ваша статья еще раз мне напомнила об этом желании)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здорово, Антонина! Я рада! Надеюсь мой блог как-то сможет помочь реализовать желание заниматься с детьми музыкой. Вы видели конспект занятия "Лето"?
      И цветные нотки можете попробовать.
      Если возникнут вопросы - я всегда рада ответить!

      Удалить
    2. Спасибо Вам! Идея с цветными нотками мне очень понравилась, попробуем. А вот конспект занятия "Лето" еще не видела, может, дадите ссылочку? ;)

      Удалить
    3. Конечно! Лето: http://www.musdeti.info/2015/07/vivaldi-leto.html
      А вот как мы изучали жизнь и творчество Баха http://www.musdeti.info/2015/03/dveskripki.html

      Удалить